скачать опера мини 5

Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность

Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность
Василий Евдокиенко ,
В кровопотливой работе по повышению операционной эффективности
компании важно все время помнить о целях этого мероприятия и не позволять
инструментам повышения эффективности (пусть даже самым эффектным) создавать
псевдоцели, достижение которых будет оттягивать на себя внимание, время
и деньги от решения реальных задач.
Сядьте поудобней, закройте глаза, сделайте глубокий вдох
и вполголоса произнесите – процессное управление. Чувствуете? Есть в
этом словосочетании какая-то магия, не так ли? Судя по всему, на сегодняшний
день мода на процессное управление в России отошла, споры улеглись,
а апологеты проповедуют уже другие концепции. Однако такие тайные заклинания
как бизнес-процессы, их реинжиниринг и оптимизация, модель предприятия
уже прочно вошли в наш лексикон. В этой заметке я бы хотел обсудить
то, что осталось в сухом остатке в теории этого вопроса.
Функция и процесс  Отправной точкой для многих работ, посвященных процессному
управлению, является противопоставление процессного и функционального
подходов, принципиально различных, по мнению авторов, и взаимно несовместимых.
При этом результатом такого противопоставления обычно является констатация
того факта, что процессный подход – это новое, передовое, эффективное,
тогда как функциональный – устаревшее, реакционное, неоправданно высокозатратное.
Подобная позиция не может не настораживать. Ведь выходит, что до процессного
откровения управленческая практика двигалась в направлении злостного
вредительства, плодя двойное подчинение, дублирование функций, искажая
информационные потоки и разрушая связи между подразделениями. Чем это
объяснить? Может быть это инстинкт саморазрушения? Однако оставим вопросы
Танатоса специалистам по организационному бессознательному и постараемся
искать ответы в более рациональной области. Для начала предложу свои
определения для основных понятий в этом вопросе – функции и бизнес-процесса.
Функция – это задача, которую решает компания для собственного
выживания и для достижения поставленных целей. Функция отвечает на вопрос
что делать . Разумеется, в рамках компании можно выделить множество
функций. Так любая бизнес-система должна обладать такими функциями,
как управление финансами, производство, продажи.
Бизнес-процесс, в свою очередь, – это реализация функции
во времени, способ решения бизнес-задачи. Бизнес-процесс описывает то,
как функция выполняется, в какой последовательности и в каких вариантах,
а также то, как функции взаимодействуют между собой в работе компании.
Бизнес-процесс отвечает на вопрос
как делать .
Из предложенных мною определений следует, что функции
и процессы не являются противоположностями, а представляют лишь различные
уровни абстракции. Отмечу, что такой подход поддерживается рядом методик
моделирования деятельности компании и организационного дизайна. Скажем,
широко распространенная методика ARIS или семейство IDEF придерживается
именно такого понимания процессов и функций.
Обычно бизнес-процесс описывают как путь, который проходит
материальный объект или информация – путь, который проходит заказ клиента
по отделам или идея в процессе разработки нового продукта. В связи с
этим в литературе принято определение бизнес-процесса, как набора работ
и процедур, преобразующего входы в выходы, или, если по-простому, потребляет
ресурсы и производит полезный результат. Звучит неплохо, только сразу
хочу отметить, что функция занимается тем же самым. Функция sin(x) преобразует
вход (угол x) в выход (значение синуса для угла x), оставаясь при этом
функцией. Под это определение попадает и функция снабжения в компании,

Страницы: 1 2 3 4