скачать опера мини 5

Бюджетирование: где “спотыкаются” Ваши финансы

Бюджетирование: где “спотыкаются” Ваши финансы… ,
Исследовательско-консультационная фирма ,
Санкт-Петербург.
Бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный
краткосрочный план, объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную
деятельности компании. Бюджетирование – это процесс построения и исполнения
бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений.
Самое ценное, что может дать Вам бюджетирование – это координация
всех сторон деятельности компании.
Наличие процедуры бюджетирования является нормой для любой
компании в развитых странах мира, и в последние годы уже становится нормой
в России. Это безусловно отрадный факт.
Однако, по нашим оценкам, примерно на половине предприятий
система бюджетирования неэффективна. Неэффективной, мы считаем такую систему
краткосрочного планирования, в которой отклонение фактических результатов
от запланированных регулярно превышает 20-30%.
Подобная ситуация представляет собой серьезную проблему,
т.к. бюджет компании является основой для принятия оперативных управленческих
решений.
Невыполнение бюджета может означать срыв всех планов компании:
производства, продаж, выплаты заработной платы, налогов и т.д. В конечном
итоге это приводит к срыву основного плана любой компании – стратегии
развития.
Наш опыт показывает, что есть типичные причины, ведущие
к снижению эффективности бизнес-процесса бюджетирования. Не претендуя
на исчерпывающее описание, мы хотим остановиться на тех проблемах, которые
нам кажутся принципиальными. Изложим их в порядке убывания важности:
Основой любого бизнес-процесса является написанный регламент,
в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в нем подразделений,
формы и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих
документов.
Если этого нет, то весь процесс может держаться на одном
человеке, который и определяет эффективность бюджетирования и сам факт
его существования, как бизнес-процесса. Помимо этого, в ситуации, когда
четко не прописано кто, кому, что и когда должен – не с кого спрашивать
за неправильную или не предоставленную в срок информацию.
Жизненно необходимым для процесса бюджетирования является
наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться
бюджетным комитетом, финансовым комитетом, или как-то по-другому, что
не суть важно. Если в компании нет подобной структуры, которая имеет полномочия
перераспределять средства между статьями бюджета, разрабатывать меры по
ликвидации дефицита бюджета, наказывать и поощрять ответственных лиц -
система бюджетирования даже не то, что неэффективна, - она становится
бессмысленной.
При этом важна именно коллегиальность, т.е. членами бюджетного
комитета должны быть директора по всем направлениям. Один человек, пусть
даже он и Генеральный директор, может что-то и упустить, т.к. не может
и не должен знать все. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением
в системе бюджетирования.
Еще одной функцией бюджетного комитета является определение
приоритетов платежей. На одном из предприятий, пришлось столкнуться с
интересной ситуацией: план по доходам был исполнен на 90%. План платежей
был исполнен на 95%. Однако в непроплаченные 5% попали услуги по предоставлению
мобильной связи всем директорам, половина из которых находилась в это
время в зарубежных командировках. Поэтому необходимо, чтобы каждый платеж,
включенный в бюджет, имел идентификатор его приоритета.
Все решения бюджетного комитета обязательны к выполнению.
При этом должен неукоснительно выполняться принцип финансовой дисциплины
– финансовая служба осуществляет только те платежи, которые включены в
плановый бюджет. Исключение могут сделать только Генеральный директор,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8