скачать опера мини 5

Мотивационный менеджмент: определимся с базовыми понятиями

Жадан С.,
С развитием общества по мере снижения значимости внеэкономических
мер принуждения к труду, а с течением времени и экономических мер принуждения,
растет значимость мотивационного менеджмента. Одновременно растет численный
состав теорий мотивации и их компиляционных клонов.
Вместе с тем, попытка анализа теорий мотиваций приводит
к мысли о том, что различия во взглядах на формирование и функционирование
систем стимулирования трудовой активности во многом связано со, скажем
так, особенностями понимания основных категорий теории мотивации. С
другой стороны многие авторы дают либо весьма обтекаемые формулировки
базовых понятий, либо вовсе их не дают, по-видимому, полагая, что здесь
и так всё ясно.
Общепризнанным является положение, что любая осознанная
деятельность есть способ удовлетворения собственных потребностей "Никто
не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо
из своих потребностей"
. "Ближайшее рассмотрение
истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей,
их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".
Но что такое потребности, как определить их? Среди наиболее
распространенных стоит выделить следующие.
Липсиц И.В., в учебнике по экономике для общеобразовательных
учреждений, определяет потребности как «ассортимент и объём благ, которые
люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага
были доступны бесплатно и без ограничений».
Уткин Э.А., в работе позиционируемой как учебное пособие
для преподавателей, аспирантов и студентов, изучающих курс менеджмента,
утверждает, что «Потребности представляют собой желания, стремления
к определенному результату»
. И автора мало смущает, что тавтологией выглядят его последующие
заявления о том, что «Когда человеком ощущается потребность, она пробуждает
в нём состояние нацеленности, устремленности.»
и далее «потребности вызывают у человека стремление
к их удовлетворению, …».
Осмысление того, что потребности представляемые как «желания
и стремления» «вызывают у человека стремление к их удовлетворению»,
вряд ли способно приблизить к пониманию того, что собственно представляют
собой потребности и механизма их возникновения.
Бережной Н.М.
оптимальным считает приводимое им определение
потребности согласно "Философскому энциклопедическому словарю" 
"Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для
поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной
группы, общества в целом; внутренний побудитель активности". В
своей работе «Человек и его потребности» Бережной Н.М., подчеркивает,
что здесь «стержневым моментом является указание на то, что потребности

  • сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности».

Возникает вопрос, что же для Бережного Н.М., представляет
собой потребность? Объективная ли это составляющая, то есть «недостаток
в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма…»,
или это «сегмент внутреннего мира человека»? Или это одно и тоже?
Следовало бы также уточнить, как соотносятся утверждение,
что потребности «неосознанный побудитель активности
; со следующим чуть ниже: «Вывод: в процессе
индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей
(появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей
в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям:
из раба потребностей он превращается в господина над ними».
Не совсем понятно как можно стать господином неосознанного.
Не хочется ставить под сомнение важность работы авторов
придерживающихся приведенных выше позиций, но при подобном наборе расхождений

Страницы: 1 2 3